Предыдущая Следующая
Вязкость палеозойской нефти очень
высокая, а при +12 - +18оС свойство
текучести утрачивается полностью из-за образования структуры парафиновых ассоциатов.
Как перекачивать такую нефть? Выход был найден в смешении палеозойской и юрской
нефтей с соотношении 1:9, т.е. изменили соотношение структурирующихся и
неструктурирующихся компонентов. Вязкость системы составила 1,885 м2/с.
Но при температуре ниже 20оС неньютоновские свойства остаются.
Между дисперсностью и макроскопическими свойствами нефтяной дисперсной системы существует связь,
выражаемая полиэкстремальными зависимостями (рис. 3.2). Такие зависимости
позволяют подбирать оптимальные сочетания внешних воздействий для целенаправленного
изменения коллоидно-химических и реологических свойств нефтей.
Рис. 3.2. Зависимость кинематической вязкости (а) и температуры
застывания (б) смеси песцовой и западно-сибирской нефти от содержания песцовой
нефти в смеси
Оптимизация процессов транспорта
нефтяных систем связана с проблемой уменьшения гидравлического сопротивления. Принципиально
новые решения возможны путем целенаправленного воздействия на нефтяные системы
перед и в процессе транспорта.
На рис. 3.2 представлена
полиэкстремальная зависимость вязкости и температуры застывания нефтяной смеси
от соотношения исходных нефтей. При транспорте в условиях переменных
термобарических параметров нефть претерпевает многократные изменения
структуры, результатом является изменение степени
дисперсности и свойств
поверхностных слоев, разделяющих объемную фазу и поверхность трубопроводов.
Известно, что при переходе к
развитому турбулентному течению происходит резкое изменение скорости потока при
переходе от пристеночной области к объемной. Физико-химический механизм
действия добавок связан ламинаризацией турбулентного потока, изменением его
структуры, уменьшением интенсивности поперечных турбулентных пульсаций и
поперечного переноса импульса при одновременном увеличении толщины пристенного
слоя.
Более "массивные"
дисперсные частицы отстают от потока, мигрируют в поперечном направлении и скапливаются
вблизи поверхности раздела. В нефтяной системе такими "массивными"
частицами являются высокомолекулярные смолисто-асфальтеновые соединения. Этот
эффект ведет к концентрационному перераспределению компонентов по радиусу трубы
и, соответственно, к дополнительному уменьшению устойчивости системы. Предыдущая Следующая
|